Использование психологического тестирования при диагностике шизофрении

Использование психологического тестирования при диагностике шизофрении

Среди классификации наиболее надежны симтоиокомплексы, основанные на диагностике личности и расстройствах мышления. В распоряжении психиатрии существуют 4 группы методов для диагностики личности и психических нарушений:

1) обследование (опрос) больного и наблюдение;

2) патопсихологический эксперимент;

3) психологические пробы при выявлении скрытых форм заболевания;

4) стандартизированные психодиагностические методики, направленные на решение клинических задач.

При психологическом исследовании психически больных в разных странах используются различные методологические принципы создания, отбора и использования экспериментально — психологических методик.

Методики психологического эксперимента могут быть направлены на исследование сенсорной сферы и внимания, на исследование памяти, на исследование мышления, на исследование интеллекта и аномального развития и на исследование личности.

Расстройства мышления, не связанные с нарушением перцепции, могут быть подразделены на нарушения содержания, формы и процесса мышления. Бред представляет собой расстройство, более определенно связанное с нарушением содержания мышления. Бред при шизофрении может быть самым разнообразным — преследования, грандиозности, религиозный или соматический.

Расстройства формы мышления можно объективно установить на основе устной и письменной речи больного. Эти расстройства включают неадекватные ассоциации, катастрофическое разрушение речи, ее бессвязность.

Расстройства мышления включают скачку мыслей, остановку или «блокирование» процесса мышления, нарушение внимания, обеднение содержания мышления и речи, снижение памяти, нарушение способности к абстрагированию.

Более новой и полезной системой для описания клинических нарушений мышления является разделение их на негативные и позитивные симптомы — иногда их называют дефицитарными и продуктивными симптомами соответственно. Дефицитарные симптомы включают аффективное уплощение или притупление, обеднённость речи или содержания речевой продукции, блокирование, небрежность, недостаточность мотивации, социальную изоляцию, когнитивные нарушения и дефекты внимания. Позитивные симптомы включают облегченные (необоснованные) ассоциации, причудливое поведение, галлюцинации и повышенную речевую продукцию.

Память при шизофрении обычно не нарушена. Однако иногда больной просто не может сосредоточиться на тестах, так что не удается получить точных сведений о характере памяти.

Анализ специальной литературы показывает, что дефект психики при шизофрении состоит в изменении мышления. Причем мышление больных изменяются весьма необычно: здесь нет формального снижения операционной стороны мышления, оно лишь становится не стандартным, оторванным от реальных свойств отношений объектов. В работах профессора Плотникова В.В. было показано, что своеобразие мышления больных шизофренией детерминируется двумя взаимосвязанными процессами:

— в мышлении постепенно ослабевает доминирование существенных свойств в отношении объектов;

— оживает и растормаживается латентный фон признаков объектов, что ведет к нарастанию многозначности мышления, невозможности дискриминировать второстепенные отношения.

Учитывая эти характеристики протекания болезни, в работе обосновывается, что у больных шизофренией будет затруднена операция последовательной оценки признаков.

В психологической практике степень существенности признаков различных объектов оценивается с помощью известных методов на сравнение понятий. В обычном их применении испытуемый может ограничиться лишь актуализацией хорошо упроченных с детства значений предъявленных объектов. Например, большинство здоровых испытуемых на вопрос о различиях между яблоком и огурцом дадут стандартный ответ: яблоко — фрукты, огурец — овощи. Этот ответ не будет при этом результатом последовательной соотносительной оценки всех многочисленных свойств, присущих данным конкретным объектам, и явится результатом простой актуализации хорошо упроченных знаний. Сам же процесс соотносительной оценки свойств объектов не проявится, окажется как бы за кадром.

Этот недостаток снижает потенциальные возможности тестов на сравнение понятий для решения задач диагностики шизофрении и ее стадий.

От перечисленных недостатков свободна модификация теста на сравнение понятий, называемая «дифференциацией свойств понятий» (тест ДСПН).

Реализация методики дискриминации свойств понятий в «бумажном» варианте приведена в работе. Сущность ее состоит в том, что на бумажном носителе испытуемому предъявляются пары понятий, под которыми перечислены всевозможные различия, существующие между объектами, отраженными данными понятиями. Наряду с главными отличительными признаками, в тест включены второстепенные, случайные различительные признаки. Задача испытуемого заключается в том, чтобы последовательно оценивать степень существенности каждого из перечисленных различий и отобрать самые главные из них.

Затем испытуемый получает ту же пару понятий и список всевозможных общих свойств между объектами, обозначаемыми этими понятиями. Задача остается прежней — последовательно оценить степень существенности общих свойств и отобрать самые главные.

Такая реализация методики исключает при ее выполнении возможность актуализаций лишь готовых значений объектов и выдвигает перед испытуемым необходимость последовательной развернутой сопоставительной оценки различных свойств и отбора среди них наиболее существенных. Число признаков, выбираемых в качестве существенных, характеризует объем соответствующих понятий испытуемых и отражает некоторые очень важные особенности мышления.

В качестве признаков, характеризующих свойство понятийного мышления человека, выделяемое тестом ДСПН, используют общее число свойств, привлекаемых испытуемым как существенные, и качество привлекаемых свойств.

Для оценки качества привлекаемых свойств все понятия разделены на несколько ключей, которые были выделены при анализе результатов тестирования 800 здоровых людей (врачи, студенты, персонал больницы). В первый ключ вошли существенные и близкие к ним свойства, актуализируемые с вероятностью выше 0,20. Во второй ключ вошли признаки, выбираемые в качестве главных с вероятностью от 0,20 до 0,10. Третий ключ — с вероятностью от 0,10 до 0,051, четвертей — с вероятностью от 0,051 до 0,011, и пятый — с вероятностью ниже 0,011.

В работе приводится обоснование того, что методика ДСПН чувствительна к заболеванию шизофрения. Показывается, что больные шизофренией со специфическим дефектом психики затруднялись в сравнительной оценке степени существенности признаков и включали в число главных свойств объектов значительно большее число признаков, чем здоровые люди. Если большая часть здоровых испытуемых (84,4%) включали в число существенных от 18 до 107 свойств, то среди больных такое число свойств объектов привлекало лишь 41,2% испытуемых. В то же время, более 107 свойств привлекало только 15,6% студентов и 59,0% больных. Некоторые больные (5,0%) привлекали в качестве существенных более 400 признаков. В графической форме указанные отношения представляются как функции частости. Оптимум частот числа признаков, актуализируемых здоровыми людьми, располагается в пределах от 37 до 56 признаков, а при шизофрении он сдвинут от 98 до 198 и выше признаков.

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.